Меню
16+

Пчевжинское сельское поселение

27.10.2020 15:11 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

ТКО: ответы на частые вопросы

В связи с многочисленными вопросами, возникающими при сборе и транспортировании твердых коммунальных отходов (ТКО) и иных отходов с контейнерных площадок и иных мест, расположенных на территории муниципальных образований Ленинградской области, а также связанными с ними вопросами заключения договоров на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО, Комитет Ленинградской области по обращению с отходами сообщает следующее.

Согласно положениям пункта 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО (далее — Региональный оператор) в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Таким образом, обращение с ТКО (сбор, транспортирование, захоронение, обработка, утилизация) на территории субъекта РФ может осуществляться исключительно Региональным оператором.

В Ленинградской области по итогам открытого конкурса региональным оператором по обращению с ТКО было выбрано акционерное общество «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области», с которым 24 апреля 2018 года было заключено соответствующее соглашение сроком на 10 лет.

Учитывая тот факт, что обращение с ТКО может осуществляться исключительно Региональным оператором в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ) были внесены соответствующие изменения, согласно которым договоры (контракты) на оказание услуг по обращению с ТКО по регулируемым государством тарифам заключаются государственными (муниципальными) заказчиками с Региональным оператором как с единственным поставщиком (подп. 8 п. 1 ст. 93). При этом никаких ограничений по сумме договора (контракта) с единственным поставщиком по оказанию услуг по обращению с ТКО действующее законодательство РФ о закупках не содержит.

Касательно отнесения отходов к категории ТКО сообщаю следующее.

1. Ветки, порубочные остатки. Указанные отходы не относятся к ТКО, не являются отходами из жилых помещений и не включены в нормативы накопления ТКО, а также в тариф Регионального оператора.

Данная позиция подтверждена также и в письме Минприроды России от 21.07.2020г. № 08-25-53/18336. Такие отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений, как ветки, древесные и порубочные остатки не соответствуют определению ТКО, установленному Законом № 89-ФЗ, по основному признаку, так как являются отходами, образованными вне жилых помещений.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ (далее — ЖК РФ) под придомовой территорией понимается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом (далее — МКД), с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

Согласно ГОСТ Р 56195-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования» (утвержден и введен в действие с 01.07.2015 приказом Росстандарта от 27.10.2014г. № 1447-ст) в перечень работ по уборке придомовой территории в летний период, в том числе входит надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки. При этом вырубка, обрезка и пересадка зеленых насаждений проводятся в соответствии с действующим в муниципальном образовании порядком, на территории которого находится МКД. Порубочные остатки, образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников, вывозятся после окончания работ исполнителем работ.

В соответствии с минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013г. № 290, работы по содержанию придомовой территории в теплый период года включают в себя: подметание и уборку придомовой территории, очистку от мусора и промывку урн, установленных возле подъездов, уборку и выкашивание газонов, прочистку ливневой канализации; уборку крыльца и площадки перед входом в подъезд, а также очистку металлической решетки и приямка.

На основании изложенного, растительные отходы, образованные при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относятся к ТКО.

Поскольку обращение с такими видами отходов не относится к коммунальной услуге по обращению с ТКО, оказываемой Региональным оператором, то вывоз веток, древесных и порубочных остатков должен осуществляться на основании отдельных договоров, заключаемых администрацией муниципального образования или иными отходообразователями (управляющими компаниями, ТСЖ) с Региональным оператором, либо с иной организацией.

По вопросу: кто должен заключать указанный договор на вывоз веток деревьев, порубочных остатков необходимо отметить, что указанный договор должен заключать — отходообразователь. В случае если данные отходы: ветки деревьев, порубочные остатки образуются в результате деятельности органов местного самоуправления в рамках благоустройства территорий муниципальных образований, то соответствующие договоры (контракты) должны заключать органы местного самоуправления. Если такие отходы образуются на территории (земельных участков) МКД, управление которыми осуществляют управляющие компании, ТСЖ и т.д., то указанные договоры (контракты) на вывоз отходов должны заключать управляющие компании, ТСЖ.

При этом необходимо отметить, что в случае, если образователя данных отходов установить невозможно и указанные ветки деревьев, порубочные остатки складируются на контейнерных площадках, то вывоз указанных отходов должен осуществляться тем лицом, на чьей территории (земельном участке) расположена соответствующая контейнерная площадка, а именно: если земельный участок относится неразграниченной государственной собственности, то содержание контейнерной площадки относится к полномочиям органов местного самоуправления и договор (контракт) на вывоз веток деревьев, порубочных остатков должен заключать орган местного самоуправления. В случае если указанные отходы размещены по каким-либо причинам на контейнерной площадке, расположенной на земельном участке, относящейся к придомовой территории МКД, то договор (контракт) на вывоз таких отходов должна заключать управляющая компания, ТСЖ и (или) собственники квартир. При этом вывоз порубочных остатков от уборки зеленых насаждений должен оплачиваться жильцами дома дополнительно.

2. Смет уличный, листва. Указанные отходы относятся к ТКО, несмотря на то, что не являются отходами из жилых помещений. Данная позиция подтверждена в письме Минприроды России от 21.07.2020г. № 08-25-53/18336, в соответствии с которым уличный смет и листва, образованные при уборке на придомовых территориях в теплый период года относятся к ТКО и учтены при определении нормативов накопления ТКО. Как отмечалось ранее, в соответствии с ЖК РФ под придомовой территорией понимается земельный участок, на котором расположен МКД, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен МКД, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Вывоз указанных отходов осуществляется по договорам с гражданами или управляющими компаниями, ТСЖ в рамках действующего договора с Региональным оператором.

Вместе с тем, необходимо отметить, что уличный смет и листва, образованные вне придомовой территории, а именно: на дорогах, тротуарах, проездах, скверах относятся к ТКО, не учтены в нормативах накопления ТКО и подлежат вывозу на основании отдельного договора, заключаемого администрацией муниципального образования с Региональным оператором на основании подп. 8 п. 1 ст. Федерального закона № 44-ФЗ, т.е. с единственным поставщиком.

3. Строительные отходы и крупногабаритные отходы. Строительные отходы не относятся к ТКО. Вывоз строительных отходов в соответствии с законодательством РФ не является обязанностью Регионального оператора и не включен в тариф Регионального оператора. К строительным отходам относятся, в частности, бетонные перекрытия, отходы от разбора зданий и сооружений, шифер, срубы от старых индивидуальных жилищных строительств, отходы капитального ремонта.

Необходимо отметить, что отходы, к которым относится мебель, старая техника, а также отходы от текущего ремонта {линолеум и тп.), относятся к крупногабаритным и их вывоз включен в тариф Регионального оператора и их вывоз осуществляется в рамках действующих договоров жителей (управляющих компаний) с региональным оператором. Однако, зачастую, крупногабаритные отходы путают со строительными отходами, за вывоз которых Региональный оператор не отвечает.

По вопросу: кто должен заключать договор на вывоз строительных отходов необходимо отметить, что указанный договор должен заключать — отходообразователь. При этом необходимо отметить, что в случае, если образователя данных отходов установить невозможно и указанные строительные отходы складируются на контейнерных площадках, то их вывоз должен осуществляться тем лицом, на чьей территории (земельном участке) расположена соответствующая контейнерная площадка, а именно: если земельный участок относится неразграниченной государственной собственности, то содержание контейнерной площадки относится к полномочиям органов местного самоуправления и договор (контракт) на вывоз должен заключать орган местного самоуправления. В случае если указанные отходы размещены по каким-либо причинам на контейнерной площадке, расположенной на земельном участке, относящейся к придомовой территории МКД, то договор (контракт) на вывоз таких отходов должна заключать управляющая компания, ТСЖ и (или) собственники квартир. При этом вывоз строительных отходов должен оплачиваться жильцами дома дополнительно.

Указанный договор государственные (муниципальные) заказчики вправе заключать в соответствии с общими правилами, предусмотренными Федеральным законом № 44-ФЗ, с использованием конкурентных процедур.

4. Шины. Шины не относятся к ТКО и их вывоз с контейнерных площадок в соответствии с законодательством РФ не является обязанностью Регионального оператора и не включен в тариф Регионального оператора.

Договор на вывоз шин должен заключать отходообразователь. При этом необходимо отметить, что в случае, если образователя данных отходов установить невозможно и шины складируются на контейнерных площадках, то их вывоз должен осуществляться тем лицом, на чьей территории (земельном участке) расположена соответствующая контейнерная площадка, а именно: если земельный участок относится неразграниченной государственной собственности, то содержание контейнерной площадки относится к полномочиям органов местного самоуправления и договор (контракт) на вывоз должен заключать орган местного самоуправления.

По вопросу организации деятельности по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки) сообщаю следующее.

5. Свалки, содержащие ТКО.

В соответствии с законодательством РФ об отходах производства и потребления, условиями заключенного соглашения с Ленинградской областью ликвидация (вывоз) несанкционированных свалок ТКО отнесена к обязанностям Регионального оператора. Вместе с тем, ответственность за ликвидацию несанкционированных свалок в соответствии с действующим земельным законодательством РФ и законодательством РФ об обращении с отходами возложена на собственника соответствующего земельного участка, на котором расположена соответствующая свалка. Таким образом, на органы местного самоуправления возложена обязанность ликвидировать свалки ТКО, расположенные на земельных участках, находящихся в собственности муниципалитета или неразграниченной государственной собственности.

Учитывая тот факт, что обращение с ТКО относится к исключительным полномочиям Регионального оператора, то вывоз свалок, содержащих ТКО, может осуществлять исключительно Региональный оператор на основании отдельного договора на ликвидацию свалки, содержащей ТКО, в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. Заключение таких договоров (контрактов) осуществляется государственными (муниципальными) заказчиками с Региональным оператором на основании подп. 8 п. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ, т.е. с единственным поставщиком.

6. Свалки, не содержащие ТКО.

В случае, если на территории населенного пункта выявлена свалка, которая не содержит ТКО (зачастую свалка шин, строительных отходов), то вывоз указанных отходов может осуществляться третьими лицами по договорам (контрактам) с отходообразователями, в том числе и с государственными (муниципальными) заказчиками. В этом случае государственные (муниципальные) заказчики должны определять подрядчиков в соответствии с общими правилами, предусмотренными Федеральным законом № 44-ФЗ, с использованием конкурентных процедур.

Данная информация носит информационный характер и обобщает разъяснения по вопросам, ранее поступившим от органов местного самоуправления в комитет Ленинградской области по обращению с отходами.

п/п

Вид отхода

Классификация отхода по ФККО

Входит в услугу регионального оператора, оказываемую населению по тарифу

Нужен

отдельный

договор

Кто имеет право вывозить

Кто может заключить договор

Как заключить договор

Примечание

 

1.

Ветки, порубочные остатки

НЕТКО

Нет

Да

Региональный оператор или иные организации, обладающие разрешительной документацией, по нерегулируемой цене

По территориям общего пользования — Администрация ОМСУ,

по придомовым территория, входящим в состав общего имущества МКД-УК или ТСЖ

В порядке, предусмотренном в Федеральном законе № 44-ФЗ (общая закупочная процедура).

Согласно официальным разъяснениям Минприроды РФ ветки, иные порубочные остатки нс являются ТКО

 

2.

Смет уличный, листва на придомовой территории в теплое время года

ГКО

Да

Нет

Только Региональный оператор как единственный поставщик коммунальной услуги по обращению с ТКО

В любое иное время года, кроме теплого договор заключает УК или ТСЖ

Отдельный договор заключать не нужно, в рамках действующего договора с Региональным оператором

Обращение с любыми ТКО в силу положений Федерального закона № 89-ФЗ относится к исключительным полномочиям Регионального оператора

 

2.1

Смет уличный, листва на землях общего пользования (дороги, проезды, бульвары)

тко

Ист

Да

Только Региональный оператор как единственный поставщик коммунальной услуги по обращению с ТКО

По территориям общего пользования — Администрация ОМСУ

С единственным поставщиком подл. 8 части 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ

Обращение с любыми ТКО в силу положений Федерального закона № 89-ФЗ относится к исключительным полномочиям Регионального оператора

 

3.

Строительный

мусор

Промышленные

отходы

(НЕТКО)

Нет

Да

Любой оператор, при наличии лицензии

Если строительный мусор складируются ыа контейнерных площадках, расположенных на землях общего

В соответствии с общими правилами, предусмотренными в Федеральном законе Jfe 44-ФЗ, конкурентные процедуры

 

 

 

 

 

 

 

 

пользования, то Администрация ОМСУ, а если на контейнерных площадках, расположенных на придомовой территории, то УК или ТСЖ

 

 

 

4.

Шины

Промышленны е отходы (НЕ ТКО)

Нет

Да

Любой оператор, при наличии лицензии

Если шины складируются на контейнерных площадках, расположенных на землях общего пользования, то Администрация ОМСУ, а если на контейнерных площадках, расположенных на придомовой территории, то УК или ТСЖ

В соответствии с общими правилами, предусмотренным и в Федеральном законе № 44-ФЗ, конкурентные процедуры

 

 

5.

Свалка,

содержащая ТКО

ТКО

Нет

Да

Только Региональный оператор как единствен] гы й поставщик коммунальной услуги

по обращению с ТКО

Администрация ОМСУ в отношении территорий общего пользования (^разграниченной государственной собственности) или физические /юридические лица — собственники земельных участков, на которых

расположена свалка

С единственным поставщиком подл. 8 часта 1 ст. 93 Федерального закона о закупках Цена — по тарифу

 

 

6.

Свалка

промышленных отходов (шины, покрышки), строительных отходов

НЕТКО

Нет

Да

Любой оператор, при наличии лицензии

Администрация ОМСУ в отношении территорий общего пользования (неразграниченной государственной собственности) или физические /юридические лица — собственники земельных участков, на которых расположена свалка

В соответствии с общими правилами, предусмотренными в Федеральном законе № 44-ФЗ, конкурентные процедуры

 

7.

ГКО

ТКО

Да

Нет

Только Региональный оператор как единственный поставщик коммунальной услуги по обращению с ТКО

 

Публичный договор с отхолообразователям и

Вывоз

осуществляется по СанПину 2.1.7.3550- 19 или по заявке (юридическое лицо)

8.

Крупно габар итный мусор МКД и ИЖС (мебель, отходы от текущего ремонта)

ТКО

Да

Нет

Только Региональный оператор как единственный поставщик коммунальной услуги по обращению с ТКО

 

Публичный договор с отхолообразователям и

Вывоз

осуществляется 1 раз в неделю согласно СанПин 2.1.7.3550-19

 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

0